Как не вспомнить подполковника Генерального штаба Александра Свечина, который в 18 веке рапортовал в Сенат: «симбиряне до плодовитых садов великие охотники кои содержа в изрядном порядке продажей яблок, груш, слив, вишен пользуются».
? то сказать, некоторые содержатели садов, как, например, Карим Абушаев, были поставщиками яблок к царскому столу.
А вот другая история из летописи Симбирска-Ульяновска. В 1824 году наш город посетил император Александр Первый. В качестве угощения симбиряне преподнесли ему яблоки сорта «апорт» из сада мещанина Петра Мингалёва. ?х вид и вкус так понравились самодержцу, что он пожелал видеть яблоки у себя в Зимнем дворце. Мингалёв незамедлительно послал в Петербург несколько саженцев. Говорят, что там сорт назвали «?мператор Александр», и под этим именем он впоследствии попал за границу.
Садоводство края изначально развивалось так основательно, что к 1900 году сады имело каждое десятое хозяйство губернии. Богаты были садами Криуши, Шиловка возле Сенгилея. ?зобиловал ими и сам губернский город, где на четыре тысячи домов приходилось 713 садов.
Предпочтение отдавалось сортам, созревающим к Яблочному Спасу, то есть к 19 августа: «хорошавка», «крестовый мальт», «репка»… Королём симбирских садов считается «анис».
К началу 20 века садоводство в губернии достигло высочайшего расцвета. К 1916 году сады давали до четырёх миллионов пудов (64 тысячи тонн) урожая.
Засуха 1920-1921 годов и гражданская война приостановили развитие садоводства. Едва поднявшись с колен, оно ощутило на себе силу страшных морозов 1939-1942 годов. Сказалась и война.
Но традиции садоводства оказались крепче невзгод. Сразу после войны, к тому времени наш край уже именовался Ульяновской областью, оно развивалось преимущественно в специализированных хозяйствах, одним из которых являлся совхоз «Сельдинский» в Кремёнках. Сюда в годы Великой Отечественной войны из Мичуринска была вывезена коллекция элитных сортов плодовых культур. Они давали рекордные для послевоенных лет урожаи – до 90 центнеров с гектара. В 1958 году именно кремёнковские яблоки украшали вход в выставочный павильон Выставки достижений народного хозяйства СССР.
В 60-е годы теперь уже минувшего столетия Ульяновская область стала одним из главных поставщиков садовой продукции в РСФСР. Площадь под садами выросла до 18 тысяч гектаров. Работали семь специализированных плодопитомнических хозяйств. Свои сады имели 350 колхозов и совхозов. В мае 1974 года за достигнутые успехи ульяновским садоводам было вручено переходящее Красное знамя Министерства сельского хозяйства РСФСР и ВЦСПС.
Старожилы хорошо помнят, что вплоть до 80-х годов белой кипенью цветущих яблонь и вишен было покрыто правобережье Волги почти от самых Ундор до Сенгилея. Буквально утопали в садах северная часть Ульяновска, Венец, волжский склон в городской черте.
А потом были морозные зимы 1978-1979 годов, которые погубили сады на шести тысячах гектаров. В колхозах и совхозах осталось всего 75 садов, сбор фруктов и ягод упал в пять раз. До сих пор нельзя без боли смотреть, как на месте некогда огромного сада между Прислонихой и Языковом вымахал в человеческий рост бурьян и самосев. Оказался без ухода и задичал сад возле села Подлесное Майнского района, некогда знаменитый своей ранеткой. ?сподволь зачахло садоводство в «яблочном рае» - селе Вальдиватское Карсунского района, которое в 60-е годы славилось яблоками и грушами-дулями на всю округу.
Не избежало тяжёлых потерь садоводство в областном центре. При строительстве Ленинского мемориала пошли под нож бульдозера десятки старых домов, а с ними и сады.
Печальной оказалась судьба садов на волжском склоне. На их месте появился парк Дружбы народов, который ныне сам забыт и заброшен. Но более всего во все времена сады здесь терзал оползень. Представьте себе, вы уходите вечером с дачного участка, приходите утром, а он вместе с домиком и деревьями «перебрался» на участок, стоящий ниже по склону.
Если промышленное садоводство, по сути, приказало долго жить, то рядовые садоводы боролись за свои участки. Время показало, что вековые традиции садоводства в крае утрачены не были. К середине прошлого года в области было зарегистрировано 238 садоводческих товариществ, 164 тысячи садовых и дачных участков на 12 тысячах гектаров. Число садоводов перевалило за 500 тысяч человек, а это, как ни крути, около 40 процентов всего населения. К этому времени с участием нынешних властей были созданы городской и областной Советы садоводов. Пролонгирована областная целевая программа «Развитие садоводческих, огороднических и дачных объединений граждан Ульяновской области». Объявленный по инициативе главы региона Сергея Морозова Год садовода плавно перетёк в Пятилетку садовода.
Сады стали возрождаться, как феникс из пепла. Помимо Ульяновска, крупные садоводческие массивы появились в Тереньгульском, Майнском, Цильнинском и других районах. Не растерял своих традиций Новомалыклинский район. ?дёт закладка садов в Мелекесском районе, который большим садоводством никогда не занимался. Возрождается и встаёт на ноги промышленное садоводство: мы входим в тройку лидеров России по площади посадок многолетних садовых насаждений.
По-своему прав президент Союза садоводов России Василий Захарьящев, когда говорит, что сад укрепляет каждую семью на долгие годы вперёд. ? делает вывод: крепка семья – крепка держава.
К нашему краю сказанное относится больше других. Возвращается время, когда вновь можно будет сказать словами подполковника Свечина: «симбиряне до плодовитых садов великие охотники».
Виктор Никитин