Разработка системы, которая отсекла бы часть бюрократической нагрузки на учителей, повышение престижа преподавания на нормативном уровне, пересмотр статуса образовательных учреждений региона – эти пункты стали итогами работы
образовательного мегафорума. Его план, включая подготовительный этап в июне 2015 года, насчитывал 101 мероприятие, а на пленарном заседании присутствовал министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов. В дискуссиях форума приняли участие более 10 000 человек, представители педагогического сообщества, эксперты не только из сферы образования, но и культуры, спорта, социальной защиты, бизнеса и власти.
«Мы завершили очень серьёзную работу, – рассказала зампред правительства региона – министр образования и науки Екатерина Уба. – Образовательный форум давно перестал быть просто мероприятием августа, это серьезная площадка для обсуждения проблем и направлений развития в сфере образования с участием всех заинтересованных лиц. Впервые форум прошел по губернаторской инициативе в 2010 году. С тех пор он набирает обороты, меняет форматы, подходы к обсуждению. Главным принципом здесь является открытость – принятие любого мнения к обсуждению. Самым главным ощущением форума осталась необходимость пересмотра Стратегии развития образования – документа, в рамках которого мы действуем уже третий год».
Содержательную часть форума определила Педагогическая палата Ульяновской области, предварительно опросив учителей через специально созданные представительства в муниципалитетах. По словам председателя Педагогической палаты, декана историко-филологического факультета УлГПУ Александра Скворцова, были выявлены семь ключевых проблем, решением которых нужно заняться в первую очередь. Среди них проблема престижа учительской профессии, зарплаты и разгрузка труда, путём освобождения от оформления лишней документации.
«Проблема престижа учительской профессии достаточно сложная. Она имеет много граней – и общественное признание труда педагога и вопросы социального статуса, материальной поддержки. В итоге мы пришли к выводу о необходимости нормативного акта о статусе учителя в Ульяновской области. Правовая форма может быть разной, но документ должен быть встроен в федеральный закон об образовании, который одновременно бы регламентировал и права и обязанности педагога и фиксировал в общественном сознании его высокий статус. Работа учителя, воспитателя сегодня связана с огромным количеством бумаг и отчетностей – деятельностью, напрямую никак не связанной с его высокой миссией. Чтобы хотя бы частично решить проблему, нам нужно понять источники этого документооборота. Поэтому на основе нескольких школ в регионе, которые войдут в специальную программу инновационной исследовательской деятельности, эти источники будут изучаться с юридической и экономической точек зрения с привлечением экспертов и консультантов из менеджмента и бизнеса, чтобы в уже в следующем году начать работу по отсечению ненужного документооборота».
Также Екатерина Уба сообщила, что скоро лицеям и гимназиям региона предстоит доказать свои статусы школ повышенного уровня. 15-процентную надбавку за статус школы могут получить работники новых учреждений. «ТОП-25» будет определяться по объективным статистическим данным и показателям, которые позволят школе либо остаться в этом списке, либо войти туда новому учреждению. А ежегодный пересмотр этик критериев даст возможность стимулировать коллективы. Относительно зарплат у нас есть четко прописанная величина, которую мы должны удерживать, и которая не предполагает отказ от каких-либо частей. Отправная точка – соотношение между со средней заработной платой учителей со средней зарплатой в регионе. Последняя за текущий период этого года составляет 22 250 рублей. Средняя зарплата педагогов региона более 23 тысяч. В проекте бюджета, который сейчас обсуждается, предусматривается повышение на 7% в октябре следующего года. В целом, на заработную плату общеобразовательным организациям в 2016 году предусмотрено 4 миллиарда 681 миллион рублей».
Елена Ольдина