Яндекс.Метрика
Частные клиники, сетевые и интернет-магазины. Как ульяновцы попадаются на уловки предпринимателей
9:2613 августа 2019

Каждый из нас ежедневно вступает в экономические отношения, покупая товар в магазине, получая кредит или какую-либо услугу. О том, что делать, если вы стали жертвой недобросовестных предпринимателей, рассказал руководитель отдела по защите прав потребителей Государственного юрбюро Ульяновской области Денис Литвинов. Напомним, эта структура была создана в феврале 2019 года по инициативе губернатора Сергея Морозова и реготделения Ассоциации юристов России. За прошедшие месяцы организации удалось накопить солидную практику.

Примеры

«Смартфоны, мебель, автомобили УАЗ, купленные дистанционно браслеты здоровья, бывшие в употреблении смарт-часы, обувь, одежда – по всем этим категориям товаров в Ульяновской области мы уже судились. Все эти товары оказывались некачественными, либо с элементами обмана. Продавали смартфон как новый, а там следы предыдущего пользователя. Продавали смарт-часы как новые, а там зарегистрирован аккаунт», – перечисляет Денис Литвинов.

Также он рассказал о нескольких конкретных ситуациях, с которыми обращались ульяновцы.

Один из случаев связан со скачком напряжения, который допустил «Ульяновскэнерго». У пенсионерки сгорела бытовая техника, юристы ГосЮрБюро помогли составить претензию, энергетики вину признали. Однако суд потребовался всё равно, так как добровольно возмещать ущерб они отказались.

Опасные ситуации для здоровья складываются и в области частной медицины. Так, фирма «Профи-Дент-Престиж» приняла от клиента деньги, однако никакого договора составлено не было. При этом медпомощь была оказана некачественно. Пришлось защищать права потребителя в суде, который был выигран, а ущерб возмещен.

Интересные моменты выявлены и в работе сети супермаркетов. Например, сотрудники одного из ульяновских «Магнитов» выставляли на товарах ценники более низкие, чем стоимость, которую покупатели в итоге платили на кассе. Делалось это регулярно. Скоро по этим фактам начнется судебное разбирательство.

Непростая ситуация и в жилищно-коммунальном хозяйстве.   

«Я думал, что с появлением частных организаций качество коммунальных услуг улучшится, но нет. Оказалось, все то же самое – аварии и проливы. Повсюду использование невнимательности потребителей, то есть в договоры включаются пункты, которые полностью исключают ответственность УК, как они думают. На самом деле все эти пункты незаконные. Из лидеров по жалобам – УК «ЦЭТ» и «Чистый дом», ГУК Ленинского и ГУК Железнодорожного районов. Своим «эффективным» менеджментом они причинили потребителю значительный ущерб. Ряд грамотных и настойчивых потребителей сейчас участвуют в процедуре банкротства, пытаясь взыскать с них средства».

Как предоставляются услуги

«К нам обращаются и офлайн, и через специальный веб-сервис – претензия24.рф. Также мы активно представлены в соцсетях. На сайте можно получить и консультацию, и правовой анализ документов, и составить иск, претензию. Но, естественно, нам нужно направить качественные копии, сканы или фотографии ваших документов», – отвечает Литвинов.

В каждом муниципалитете Ульяновской области сегодня работают сотрудники ГосЮрБюро, и в каждом районе назначен ответственный за защиту прав потребителей. Для консультирования специалистам чаще всего достаточно обманутого потребителя и его проблемы.

«Если это купля-продажа одежды, обуви и тому подобного, то нам достаточно с вами просто пообщаться. Затем составляем претензию, не выполняют – иск в суд. Если вы относитесь к льготной категории, мы еще ходим вместе с вами в суд. Если не относитесь, то в процессе суда и исполнительного производства – постоянное сопровождение и консультирование», – отмечает начальник отдела.

По его словам, судебное разбирательство занимает примерно 2-2,5 месяца.

В бюро предупреждают, что прежде, чем самостоятельно отстаивать свои права, стоит предварительно связаться со специалистами для консультации.

«Если вы столкнулись с проблемой по нарушению прав потребителей, свяжитесь сначала со специалистами. Мы за консультацию ничего не требуем. Потому что, как правило, люди делают множество ошибок. Вот простой пример. У меня телефон, и я знаю, что я его не ронял. Но потом я отдал его предпринимателю, могу ли я быть до сих пор уверен, что его никто не ронял? Нет. А есть ли у меня доказательства, что на нем не было механических повреждений в момент передачи – тоже нет».

Стоит отметить, что на сайте бюро в открытом доступе для скачиваний находятся образцы претензий по различным ситуациям, в том числе по обращению с ТКО.

Мифы, незарегистрированные ИП и невнимательность

«По поводу чека бытует ошибочное мнение, с которым я часто сталкиваюсь всю свою профессиональную деятельность, – что его, а также упаковку надо обязательно хранить. Это неправда. Обязательно не надо, и уж тем более – не надо забивать балкон коробками. Упаковку можно сразу выкидывать, а чек, если хотите – храните. Если нет чека, но есть свидетели и свидетельства – все нормально», – уверяет руководитель отдела ГосЮрБюро Денис Литвинов.

Что касается незарегистрированных ИП, которые сегодня активно продают товары и предоставляют услуги, то и здесь можно не переживать – обманутый клиент может аналогичным образом защищать свои права.

«Когда человек покупает товар, он обычно не знает, зарегистрирован этот предприниматель или нет. Если у меня будут вопросы и претензии по качеству, я имею право действовать с ним, как с любым предпринимателем. И в суд я подаю на него, как на предпринимателя. О том, что у него незаконная деятельность, может выясниться в суде, но это не проблемы потребителя».

Большинство таких случаев, поступающих в ГосЮрБюро, было связано с дистанционным способом продаж. Тем не менее немало и таких историй, которые происходят просто по невнимательности.

«Ульяновец оформил кредит и приобрел машину в Тольятти, привез в наш город. Сумма автомобиля составляла около 400-500 тысяч и дополнительная услуга в размере 120 тысяч рублей – эвакуация в течение года в случае ДТП или если закончится бензин, но только в пределах Московской области», – рассказывает Денис Литвинов.

Если вы сомневаетесь в страховке, которую навязывают банки, в этом случае тоже стоит проконсультироваться со специалистами.

Руководитель отдела по защите прав потребителей Государственного бюро Денис Литвинов отмечает, что случаи защиты прав потребителей, прошедшие через суд и получившие огласку, меняют ситуацию к лучшему. Положительная тенденция в защите прав потребителей возможна лишь при системной работе.

Алия Утигенова