Яндекс.Метрика
Никита Борисоглебский: «Музыка Вайнберга для меня – область пока неисследованная»
13:3109 октября 2019

5 октября в Ульяновске впервые прозвучала музыка Мечислава Вайнберга. Это знаменательное событие в музыкальной жизни нашего города и области состоялось в связи с предстоящим юбилеем: 8 декабря исполняется 100 лет со дня рождения композитора. А 2019-й год по инициативе газеты «Музыкальное обозрение» объявлен Годом Мечислава Вайнберга в России. Произведения этого выдающегося автора, Народного артиста РСФСР, лауреата Государственной премии СССР в конце ХХ – начале ХХI веков исполнялись крайне редко и практически были неизвестны широкому кругу музыкальной общественности. Но сейчас талантливые музыканты все чаще включают сочинения Вайнберга в свои программы.

В Ульяновске Концерт для скрипки с оркестром Мечислава Вайнберга блистательно сыграл известный российский скрипач Никита Борисоглебский. Сочинение он исполнил вместе с Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторский» под управлением главного дирижера и художественного руководителя Ильи Дербилова.

В ходе визита в наш город Никита рассказал корреспонденту «Медиа 73» о своем восприятии музыки Вайнберга и о работе с Ульяновским академическим симфоническим оркестром.

- Никита, скажите, почему выбор программы пал на произведение Мечислава Вайнберга?

- Потому что в 2019-м году музыкальный мир празднует столетие со дня рождения Моисея Вайнберга. Это один из тех авторов, сочинения которого в современном музыкальном сообществе исследуются очень активно. Они становятся известными и популярными, благодаря стараниям многих музыкантов. Например, знаменитый скрипач Гидон Кремер интенсивно играет произведения Вайнберга. Музыка композитора, действительно, достойная, интересная, самобытная. Имя Вайнберга сейчас выходит в мир, что очень приятно. Композитор какое-то время был учеником Шостаковича и, наверняка, находился под его влиянием. Несмотря на это, Вайнберг сумел выработать свой собственный язык, свой собственный стиль. Поэтому очень интересно исследовать и презентовать его музыку. Я рад, что в Ульяновске мы играем именно Концерт для скрипки с оркестром Вайнберга.

- Чем его музыка привлекает вас как музыканта?

- Для меня это пока неисследованная область. Ранее из сочинений композитора я играл только фортепианный квинтет. И сейчас открываю для себя второй опус Вайнберга – скрипичный концерт. Я также слышал несколько пьес для камерного оркестра и ряд сочинений, где участвует рояль. Эти опусы планирую сыграть в дальнейшем. У Вайнберга есть свой собственный язык, и это очень ценно. Во времена Шостаковича многие композиторы находились под влиянием его музыки. Неудивительно, что так или иначе ты «слышишь» Шостаковича в произведениях других авторов. У Вайнберга, не скрою, тоже есть сочинения, где это влияние прослеживается. В то же время, у него много произведений стоящих особняком, не связанных с музыкой Шостаковича.

- Как быстро вы нашли общий язык с оркестром?

- Две полных репетиции и генеральная репетиция перед выступлением – это уже кое-что. Часто ты приезжаешь в город в день концерта и приходится выходить на сцену с полурепетиции. В Ульяновске меня ждали два полноценных дня работы, и этого оказалось достаточно. Оркестр уже был «в музыке», знал ее, и оставалось только «склеить» весь материал воедино. Это интересная работа, не столько техническая, а именно музыкальная.

- Сложен ли Вайнберг в техническом плане и как его воспринимает публика?

- В техническом плане его опусы довольно требовательны и сложны. Но опять же потому, что мы еще не знаем языка композитора. Все в его сочинениях для нас в новинку. А как воспринимает эту музыку публика – мне интересно и самому. Несколько раз слышал Скрипичный концерт в записях, пока работал над сочинением. Но впечатления, которые остаются после прослушивания записи и после присутствия на живом концерте, разнятся.

- Можно сказать, что для вас Вайнберг начался в Ульяновске?

- Да.

- В других городах будете исполнять это произведение?

- Новые исполнения Концерта пока не запланированы. Я упоминал о сочинении для скрипки с камерным оркестром, эта пьеса называется «Концертино». Хотелось бы сыграть ее в следующем сезоне, когда поеду в тур по российским городам. Надеюсь, появятся и новые планы, связанные с Концертом для скрипки Вайнберга. Ведь музыку этого композитора сейчас играют все чаще и чаще.

- Какие музыкальные образы возникают при исполнении Концерта Вайнберга?

- Разные. В целом, концерт очень энергичный. Порой он даже несколько плакатно-радостный, праздничный. Например, когда играешь финальную часть, то чувствуешь: композитор специально создал эту искусственную радость. Так же поступал и Шостакович: часто писал что-то праздничное, но внутри музыки были сокрыты трудности жизни, трагедии. В те времена у нас в обществе присутствовали репрессии, гонения. В медленной части Концерта Вайнберг погружает слушателей в атмосферу какого-то гнета и размышлений о жизни. Эта явно музыка невеселая, очень глубокая, философская, болезненная. Композитор пережил много неприятных моментов. В 1939 году Вайнбергу пришлось эмигрировать из Польши, где он родился и жил, в Советский Союз. Были сложности с акклиматизацией в СССР, с восприятием его национальной принадлежности. Кстати говоря, в Концерте для скрипки с оркестром тоже можно услышать мотив еврейской народной музыки. Думаю, в процессе изучения и исполнения Концерта мы еще долго будем встречать нечто новое.

- Каковы ваши впечатления от концерта в Ульяновске? Удалось ли реализовать все задуманное?

- В целом, мне кажется, концерт прозвучал свежо и интересно, во многом благодаря оркестру и Илье Дербилову. Музыканты играли с отдачей, увлеченно, поэтому дух музыки удалось выразить довольно ярко. Предела же совершенству нет, и, конечно, были моменты, которые хотелось бы улучшить, дополнить, сыграть несколько иначе. Но, во-первых, такие моменты есть после любого концерта, это часть творческого процесса. Во-вторых, для меня главное – постараться раскрыть суть музыки. И судя по тому, с каким вниманием публика слушала, как тепло люди аплодировали, это скорее удалось сделать.