Яндекс.Метрика
Оксана Комиссарова: «Вижу ясную цель»
16:2504 апреля 2019

В Ульяновской области представительницы прекрасного пола всё уверенней занимают своё место в рядах фермеров. Об одной из них мы говорили около трёх лет тому назад. Сегодня есть повод продолжить этот разговор.

Выпускница экономфакультета УГСХА Оксана Васильевна Комиссарова после учёбы вернулась в родной Русский Юрткуль Старомайнского района. Восемь лет проработала экономистом. Всё складывалось, казалось бы, как нельзя лучше: работа, дом, семья … Но пришёл день, когда после реорганизации её рабочее место сократили. Стали терзать мысли: чем заняться? как себя реализовать? куда приложить свои знания и опыт?

Неизвестно, долго ли могли продолжаться эти терзания, но однажды довелось услышать про грантовую поддержку начинающих фермеров. Оксана помчалась в районную администрацию, узнала о программе всё до мелочей. Решение пришло быстро. Есть личное подсобное хозяйство, от которого семья получала небольшой доход. В ЛПХ на то время было восемь голов КРС, из которых три головы составляли дойные коровы и 12 гектаров земли. Они и послужили базой для создания КФХ.

Но это будет впереди. А пока Оксана собрала нужный пакет документов и составила бизнес-план, благо, была к тому времени опытным экономистом. В 2015 году она получила в виде гранта целых полтора миллиона рублей и вместе с супругом, Валерием Михайловичем, не откладывая дел в долгий ящик, приступила к реализации своего задумки.

Животноводческих помещений, как и всего остального, не было. Зато вопросов – целый рой: с чего начинать, к кому идти, что делать? Но глаза, как известно, стращают … Грант получили в июне, а уже 31 октября открыли построенный с нуля коровник на 40 голов. Предусмотрительно создали хорошие условия труда для будущих работников. Крестьяне, как известно, народ недоверчивый, осторожный: мы сначала посмотрим, а потом решим, идти к тебе доить коров или нет. Решили – придём.

С первых же дней обозначилась проблема. Получить молоко от коров можно, а вот сдавать его по 17 рублей, это даже на зарплату рабочим не наскрести. Оксана пошла единственно возможным для неё тогда путём: занялась реализацией сырого молока. Стала выходить на районные сельхозярмарки, приглашать и обзванивать знакомых, те, в свою очередь, давали рекомендации своим родным, друзьям и знакомым … Проще говоря, заработало «сарафанное радио». Молоко развозила по адресам в обычных банках. Остатки, если они были, перерабатывались в творог, сыр, да мало ли что ещё.

Это был колоссальный опыт. Разрасталась клиентская база. Прошло около полутора лет, прежде чем Оксана поняла, что это ей изрядно надоело, ситуация тупиковая, нужно искать выход. К этому времени окончательно был построен и сформирован молочный блок. Можно было приступать к переработке молока. Выбор сделали на производстве молока топлёного и пастеризованного. Продукцию сертифицировали, создали 25 молочных магазинов небольшого форма, которые «раскидали» от своего села и районного центра до Нового города. Молоко идёт на реализацию цельное, доводить его до какого-то определённого процента жирности практиковать не стали.

Земли сегодня 100 гектаров, выкупили у отдельных собственников земельные паи. Грубые корма хозяйство заготавливает своими силами и в полном объёме. Зернофураж закупается у своих фермеров-сельчан.

Была у Оксаны мечта: сделать своё молоко узнаваемым, как нынче говорят, брендовым. Так появились «Юрткульский хлеб» и «Юрткульское молоко». И до того это приятно, признаётся она, когда в той же Старой Майне в магазинах за ними с раннего утра выстраивается очередь.

Затем последовал ещё один шаг: поставка молока в школы по прямым договорам.

Работа не делается в одиночку, да это и невозможно. Главной своей опорой наша героиня называет мужа и сына Владислава, который, кстати, стал студентом УлГАУ и, как когда-то мечтала мать, будет специалистом-технологом по переработке сельхозпродукции.

Много времени и сил отнимает деятельность в различных женских форумах. На вопрос: «Как живётся женщинам на селе?», ей иной раз хочется ответить: «Замечательно! Утром выходишь из дома и вечером заползаешь обратно». В таком режиме и работали, особенно первые два года. Но сейчас просматривается облегчение. Рентабельность хозяйства выросла до 20%. Нет долгов. Остаются деньги, пусть и небольшие, на развитие хозяйства. Дойное стало выросло ровно в десять раз. Занялись, понятно, с помощью специалистов, искусственным осеменением животных. Уже есть первые результаты.

А в целом планы очень большие: увеличить поголовье скота за счёт приобретения более продуктивных бурёнок, построить дополнительные помещения, расширить производство и выпуск продукции. Трудно? А лёгкой жизни никто и не обещал. «В конечном счёте, - уверена Оксана Комиссарова, - всё зависит от человека. Если он поставил себе цель и упорно к ней идёт, у него всё получится».

Виктор Никитин

Фото Юрия Тимонина