Яндекс.Метрика
Завод «Контактор» в Ульяновске ждёт замечательное будущее
19:1415 Декабря 2021

Некрасова контактор.jpg

Предприятию исполнилось 80 лет. В честь юбилея генеральный директор АО «Контактор» Людмила Некрасова рассказала Media73 о праздновании уникальной даты, планах на будущее и раскрыла несколько секретов своей работы.

– «Контактор» начал свою историю в ноябре 1941 года, когда в Ульяновск был эвакуирован Харьковский электромеханический завод. Первоначально завод назывался «Электропускатель», а позднее он стал Государственным союзным заводом № 650. С каким настроением вы отметили юбилей?

– Для нас это, конечно, большое событие. Не так много предприятий осталось, которые пережили и СССР, и кризисы как в России, так и во всем мире. Мы гордимся тем, что спустя 80 лет по-прежнему являемся передовым предприятием в сегменте электротехнического оборудования, развиваясь и адаптируясь под новые условия рынка.

photo-gallery6.jpg

– Как вы думаете, насколько сильно создание в городе завода повлияло на историю Ульяновска? Что он дал областному центру?

– После эвакуации харьковского завода в город приехали настоящие «золотые» умы – уникальные инженеры со специальным образованием, грамотные специалисты, которые способствовали техническому росту и становлению предприятия. В послевоенное время завод развивался быстрыми темпами, выпускал электротехнику для всей страны, а также экспортировал продукцию в 32 страны мира. «Контактор» всегда был одним из крупных предприятий, которые сформировали, в том числе и социальный сектор города. Предприятие обеспечивало работников необходимыми условиями жизни – детскими садами, общежитиями, жильем. Также на базе завода существовали стадион «Контактор», переименованный в дальнейшем в «Симбирск», база отдыха, лыжная база.

photo-gallery30.jpg

– 16 лет вы руководите предприятием. Что было самым сложным за это время, и что вас вдохновляет на работу?

– Сложными процессами, затронувшими все подразделения завода, были формирование команды и внедрение системы автоматизированного управления производством. Однако это позволило отстроить заново систему планирования и закупок, производства и складов. Во время кризиса в 2009 году продажи компании упали на 70%. Главной задачей в тот период стало сохранение коллектива и компетентных работников – это удалось и с помощью акционеров, и с помощью программы поддержки от государства. Тогда же была разработана программа локализации автоматических выключателей новых серий. Если говорить о вдохновении, то в первую очередь им являются наши планы на будущее, стремительное развитие и большое количество новых проектов.

– Как 80-летний юбилей отметили на заводе?

– С учетом новой реальности празднование юбилея было не таким масштабным, как хотелось бы, – новые ограничения в связи с пандемией скорректировали наши планы. На протяжении двух недель совместно с сотрудниками мы проводили разные мероприятия, которые объединила общая тема – здоровье планеты и человечества. Мы высадили каштановую аллею перед нашим новым заводом «Легран-Волга» из 80 деревьев в честь юбилея. В акции приняли участие сотрудники, представители администрации Заволжского района и мэрии города. Вторым мероприятием стал забег на 80 километров по маршруту «Новый Венец – Средний Венец – Северный Венец». Последний километр был по территории завода. Участие приняли сотрудники разных возрастов – самой старшей коллеге 66 лет, а самому младшему – 24. К тому же мы вручили каждому сотруднику подарки с символикой юбилея, а некоторых наградили памятными медалями и грамотами.

photo-gallery27.png

– Что делает «Контактор» для того, чтобы сохранить историю знаменитого предприятия? Есть ли музей, архивы, фотографии, фильмы? Может быть, есть планы сделать музей общедоступным или организовать проект-выставку для всех ульяновцев?

– Скажу честно, в этом году у нас была такая идея – сделать историческую фотовыставку об истории «Контактора» в центре города. Но из-за новых ограничений решили эту идею отложить на будущее. Однако мы с коллегами нашли выход, перенеся выставку в онлайн. Она доступна на нашем официальном сайте: https://www.kontaktor.ru/about/80-years/. Там мы собрали и архивные фото, и видео, а также подробно рассказали о нашей истории и о наших главных конструкторах. Надеемся, что сможем реализовать такой формат и офлайн. Нам, действительно, есть что показать.

– Расскажите о каком-то необычном, уникальном месте или проекте, где использовалась продукция «Контактора».

– За всю историю завода мало осталось мест, где бы не использовалась наша продукция. На базе наших автоматических включателей спроектированы системы энергоснабжения ВАЗ, Новолипецкого металлургического завода, тепловых, атомных и гидростанций. В 80-х годах была поставка теперь уже исторического аппарата «Электрон» в Индию на строительство металлургического комбината в городе Бакарро. Автоматические выключатели серии ВА51-39 применялись в большом адронном коллайдере (БАК) в ЦЕРНе (Европейский совет ядерных исследований), находящемся около Женевы на границе Швейцарии и Франции. По словам бывшего директора Закурдаева, была также историческая поставка автоматических выключателей в Канаду.

– Сохранение истории — дело хорошее. Но каков сейчас завод, в 21-м веке? Как обстоят дела с новым корпусом за Волгой на «Легран-Волга»?

– Завод практически готов к запуску – планируем полноценное открытие в первой половине 2022 года. Для нас это большой проект, мы вложили в него душу. Все сделано по высоким международным стандартам: от энергообеспечения до экологической безопасности. Сейчас мы активно готовимся к переезду – разработан его график, готовятся заделы и складские запасы, определен список перевозимого оборудования. Новый завод поможет нам как нарастить собственное производство, так и локализовать часть продуктов Legrand. Мы с нетерпением ждем начала глобального переезда, чтобы открыть двери в наш новый дом для сотрудников, партнеров, клиентов.

– В 2007 году акции ульяновского завода приобрела французская Группа компаний Legrand. Как это повлияло на предприятие? Что в первую очередь хотели изменить новые владельцы? Как это повлияло на вас, на ведение бизнеса заводом?

– Legrand привнес на «Контактор» новые технологии, новые продукты и абсолютно для нас неизвестную европейскую систему управления производством. Это были годы поиска новых решений, адаптации зарубежного опыта к российским реалиям. Мы смогли в течение 3-5 лет перестроить все процессы, а уже в 2009 году начали производство автоматических выключателей новых серий Кпро. В целом, прошла мощная модернизация производства, оптимизация процессов, кроме того, этот период – начало внедрения бережливого производства и привлечения новых специалистов. Можно сказать, что группа дала заводу новую жизнь, помогла преодолеть серьезные экономические кризисы в стране, сделала предприятие современным.

photo-gallery13.jpg

– Пришлось учить французский язык? Как часто общаетесь с Францией?

– Да, конечно, пришлось учить язык, причем с нуля. На предприятии постоянно присутствовали специалисты из Франции. Без знания языка выстраивать коммуникации просто невозможно. Сегодня внутренние онлайн-совещания со специалистами группы проходят также на французском или английском языках.

– Опишите ваш типичный рабочий день. Семья не просит оставаться почаще дома?

– Рабочий день начинается в 8 утра, заканчивается, когда выполнены все намеченные задачи. Каждый день вносит в повестку дня незапланированные вопросы, требующие немедленного реагирования. Своей главной задачей как руководителя считаю поддержание эффективного функционирования всех служб и ритма производства, ежедневный мониторинг и своевременное решение вопросов. Семья уже давно привыкла к моему графику работы и относится с пониманием. Выходные полностью посвящаю семейному общению и домашним делам.

– На «Контакторе» есть комплаенс, где сказано о соблюдении правил добросовестного ведения бизнеса. А что это за требования? Они касаются всех — от вас до рабочих на производстве?

– Мы, действительно, строго следуем правилам, руководствуясь нормами законодательства и придерживаясь принципа «нулевой» терпимости к любому поведению, не совместимому с принципами деловой этики. Такие действия, как нарушение принципов и правил добросовестной конкуренции, мошенничество, коррупция, отмывание денег, исключены в нашей работе. Наши сотрудники не злоупотребляют служебным положением и не превышают свои полномочия. Исключено также нанесение ущерба сотрудниками АО «Контактор» бизнесу наших клиентов или третьих лиц. Непозволительны дискриминация, притеснение на работе, несоблюдение техники безопасности на рабочем месте. Кроме того, мы внимательно следим за экологическим законодательством и не допускаем причинение экологического ущерба.

– Бренд Legrand – какой он?

– Если коротко, то инновационный и гибкий. Это бренд под любую электротехническую задачу клиента. Бренд, который не стоит на месте, развивает бизнес во всех направлениях электротехнической отрасли: от электроустановочной и силовой продукции до устройств интернета вещей и источников бесперебойного питания. Группа Legrand следует глобальной цели – Improving lives. Она заключается в преобразовании пространства, в котором люди живут, работают и проводят время, с помощью электрической и цифровой инфраструктуры, а также подключенных решений Legrand.

– Как завод отслеживает новые тенденции в производстве? Как меняется в новом веке? Где обучаются новому ульяновские инженеры и другие сотрудники?

– Наши специалисты по разным направлениям активно используют ресурсы Группы Legrand – ее технологии и системы. Коммуникации выстроены очень плотно, мы развиваемся и на российском рынке, и в рамках международных тенденций отрасли. Ключевые позиции в производственной команде занимают изначально грамотные, амбициозные, заточенные на результат сотрудники.

photo-gallery25.jpg

– Для чего нужна система реагирования на запросы клиентов компании Voice of Customers?

– Одно из составляющих успеха нашего завода – умение слышать рынок. За последние годы мы изменили подход к нашему клиентскому сервису, и, могу сказать без стеснения, он уникальный. Мы чуть ли не поименно знаем всех наших клиентов и поддерживаем с ними связь на протяжении всего срока сотрудничества. Для нас важно получать объективную обратную связь от партнеров и клиентов, чтобы оставаться ведущим предприятием страны. Voice of Customers как раз направлена на это. Каждый отзыв о работе оборудования проходит оценку нашего менеджмента. И на основе комментариев потребителей мы меняемся к лучшему – например, у нас начался проект по повышению номинального напряжения автоматических выключателей. Мы уверены, что именно с таким подходом надо вести бизнес, чтобы праздновать свой 80-летний юбилей.

– Работает ли завод на «оборонку», гособоронзаказ?

– Назначение нашей продукции – общепромышленное, она не требует и не подлежит особой приемке. Поэтому в программе гособоронзаказа не участвуем.

– В последние годы в России широко обсуждается проблема кадров для промышленности. Как с этим обстоят дела на «Контакторе»? Есть ли такая проблема? Как её решать?

– Проблема кадров – общероссийская, и нас она не обошла стороной. Рынок труда настолько уменьшился, что количество вакансий в разы превышает количество потенциальных соискателей. Для предприятия это создает проблему увеличения производственных мощностей и плана освоения новых продуктовых линеек. Например, найти наладчика 6 разряда – как поиск иголки в стоге сена! А приобретаемое оборудование все сложнее и сложнее. Поэтому, кроме планомерной работы с кадровыми агентствами, мы разработали и внедрили программу обучения по повышению квалификации практически по всем специальностям. Активно действует программа поливалентности – освоения сотрудниками смежных специальностей.

– Чем завод привлекает новых молодых специалистов? Есть ли на заводе социальные программы поддержки сотрудников?

– Социальная политика в отношении сотрудников состоит из программы страхования от несчастных случаев и болезней, компенсации больничного листа на период отпуска по беременности и родам, материальной помощи сотруднику при оформлении пенсии и пяти оплачиваемых рабочих дней в году в связи с бракосочетанием, рождением ребёнка и похоронами ближайшего родственника. К тому же для сотрудников организован трансфер и компенсировано питание. Мы работаем согласно высоким требованиям законодательства по охране труда – обеспечение средствами индивидуальной защиты, проведение регулярной оценки условий труда и их улучшение, оценка рисков возникновения профессиональных заболеваний и медицинские осмотры. Ведется обязательный контроль вредных и опасных производственных факторов.

photo-gallery36.jpg

– Есть ли проекты вне завода, где участвует «Контактор»?

– Для нас, действительно, важна жизнь за пределами стен завода, и мы хотим сделать жизнь ульяновцев лучше. Например, совместно с «Альянс Франсез» мы проводим уроки французского языка для детей из малообеспеченных семей – и это не просто уроки, а целая программа по изучению французской культуры. Например, ученики ездили на сыроварню, где получили мастер-класс по производству сыра на французском языке. В этом году мы также оказали поддержку школе в Чуфарово, где активно развивается наше производственное подразделение, оборудовав компьютерный класс необходимой техникой в рамках открытия центров образования естественно-научной и технологической направленности, которые входят в федеральный проект «Современная школа» национальной программы «Образование». Что касается экологии, то мы выстраиваем производство с учетом снижения его влияния на окружающую среду. Так, уже за первую половину 2021 года мы перевыполнили план по сокращению летучих органических веществ. Наш новый завод «Легран-Волга» построен с учетом минимального воздействия на экологию для снижения производственного следа. Работа по улучшению экологической ситуации ведется нами каждый день, и мы верим, что благодаря активности в этой сфере сможем поддержать экологию планеты.

– Губернатор Алексей Русских подписал распоряжение о создании комиссии по повышению уровня заработной платы в Ульяновской области. Поддержал ли «Контактор» это распоряжение?

– Да, мы подписали соглашение с министерством экономического развития и промышленности Ульяновской области о намерении создать комиссию по повышению уровня заработной платы. Отмечу, что в нашей компании проводится ежегодная индексация заработной платы. Мы постоянно анализируем рынок труда, оперативно реагируем на изменения оплаты труда для разных специальностей и следим за тенденциями в этой сфере. В плановом режиме в 2021 году у нас уже запущен процесс повышения уровня заработной платы для всех категорий сотрудников в среднем на 11%.

– Вы выпускница машиностроительного факультета УлГТУ. Сотрудничает ли завод с «политехом» и другими вузами области, России?

– Да, у нас широкая программа совместно с образовательными учреждениями по подготовке кадров и повышению квалификации. Тесно сотрудничаем с целевым для нас техническим университетом, железнодорожным колледжем и также с инженерным факультетом Ульяновского государственного аграрного университета имени Столыпина.

– Будущее «Контактора» в Ульяновске. Какое оно, по вашему мнению?

– Самое замечательное! Нас ждет переезд на новую площадку, что поможет реализовать амбициозный план проектов, расписанный до 2025 года, а также сохранить статус экспертов в области экологии, энергоэффективности и укрепить лидирующие позиции современного предприятия в области электротехники.

Андрей Белов