Яндекс.Метрика
Фабио Мастранджело: «Считаю Моцарта единственным гением в истории музыки»
9:4313 Января 2022

С 15 по 20 января в Ульяновске впервые пройдет фестиваль, посвященный великому австрийскому композитору, одному из самых ярких и значительных представителей венской классической школы – Вольфгангу Амадею Моцарту. Автор идеи проведения фестиваля на ульяновской земле – Фабио Мастранджело, художественный руководитель и главный приглашённый дирижёр Ульяновского государственного академического симфонического оркестра «Губернаторский». Он же стал и художественным руководителем фестиваля «Моцарт и его круг» в Ульяновске.

Программа фестиваля соответствует его концепции: представить музыку Моцарта как непреходящую ценность европейской и мировой культуры и показать музыкальные произведения других авторов, написанные в годы жизни композитора и созданные во славу его гения в последующие столетия.

Ульяновский государственный академический симфонический оркестр «Губернаторский» выступит на фестивале под управлением трех дирижеров – Фабио Мастранджело, Юрия Ткаченко и Сергея Кисса.

В преддверии открытия фестиваля Фабио Мастранджело дал интервью сайту Media73.

Фабио, скажите, как возникла идея провести этот фестиваль «Моцарт и его круг» в Ульяновске? Как много «моцартовских» фестивалей проводится в мире?

– Для начала хотел бы отметить, что Моцарт – один из моих любимых композиторов, и традиционно его музыка исполняется во многих странах и многими коллективами. В частности, очень много его музыки я слышал во время учебы в Вене, где мне удалось научиться правильным интерпретациям его сочинений. Его музыка мне очень близка, поэтому я всегда получал удовольствие, исполняя его сочинения и как пианист, и как дирижер. Идея организовать собственный фестиваль музыки Моцарта возникла у меня достаточно давно, во время пребывания в Нью-Йорке, где я побывал на одном из Моцартовских фестивалей, который был организован филармоническим оркестром Нью-Йорка. Это был 1985 год. И с того момента у меня появилась мечта организовать собственный подобный фестиваль. В Санкт-Петербурге я уже проводил дважды серию концертов из сочинений Моцарта. И мне показалось, что для Ульяновска, тем более в преддверии открытия нового камерного зала, подобный фестиваль станет отличным поводом, чтобы узнать больше о музыке Моцарта и впоследствии чаще встречаться на подобных концертах уже в новом камерном зале Ленинского мемориала.

Какие концерты, программы станут наполнением фестиваля?

– В программу первого фестиваля вошли три концерта. Мы отобрали, как и самые, можно сказать, «хиты» композитора, такие как Маленькая ночная серенада, увертюра к опере «Волшебная флейта», симфонии №№39, 40 и 41, Концертная симфония для скрипки и альта с оркестром, так и менее известные для публики произведения – оперные увертюры Сальери или, например, сюита Петра Ильича Чайковского «Моцартиана». Программа первого фестиваля полностью отражает его название, ведь мы говорим не только о самом солнечном гении, но и его современниках, поклонниках и последователях.

На первом концерте, открывающем фестиваль, Вы будете также рассказывать слушателям о Моцарте, о Вашем к нему отношении. Расскажите вкратце, что в Вас пробудило любовь к его музыке и интерес к его творчеству?

– Ну, для начала то, что его музыка гениальна. Я не устану повторять, что считаю Моцарта единственным гением в истории музыки, поскольку количество и качество его музыки превзошли возможности даже самого одаренного человека. Помимо этого, он был очень интересной личностью. Я много изучал его не только как композитора, но и как человека, о чем непременно расскажу на первом концерте фестиваля, где под моим управлением прозвучат его 39-я и 41-я симфонии, а также увертюры к операм «Волшебная флейта» и «Похищение из сераля».

Как пианист, конечно же, не могу не обозначить то наследие, которое он оставил в виде инструментальной музыки. Ни один инструменталист не может строить свою карьеру без исполнения музыки Моцарта. Его сочинения – это фундамент не только фортепианной (в частности), но и инструментальной и симфонической школ. Моцарт был настолько разносторонней и интересной личностью, что мне не терпится поделиться этим с публикой.

В чем, по-Вашему мнению, секрет долголетия музыки Моцарта и ее популярности у публики и музыкантов? Насколько трудно исполнять Моцарта? В чем «подводные» камни?

– Музыку Моцарта можно охарактеризовать как достаточно легкую для восприятия слушателем, но при этом достаточно непростую для исполнения музыкантом. Та эстетика, с которой он писал, уже хорошо знакома и приятна для нашего уха. Но та техника и вариативность, которую он при этом использовал, часто становится сложной задачей для исполнителя. Его музыка настолько прозрачна с точки зрения фактуры, что порой складывается ощущение, что любую ошибку, допущенную в процессе исполнения, замечают абсолютно все. Поэтому, исполняя Моцарта, необходим постоянный контроль над собой и обязательное выполнение стилистических задач. Ну а для публики задача, конечно, гораздо проще – получать удовольствие от звучания этой гениальной музыки.

Напомним, концерт-открытие фестиваля «Моцарт и его круг» состоится 15 января. УГАСО «Губернаторский» выступит под управлением Фабио Мастранджело. В концерте 18 января за дирижерский пульт Ульяновского симфонического оркестра встанет заслуженный артист России Юрий Ткаченко (Москва), а 20 января – заслуженный деятель искусств Республики Мордовия Сергей Кисс. В заключительном концерте примут участие солисты Сандра Шиндер (скрипка) и Дмитрий Якубовский (альт), оба музыканта работают в симфоническом оркестре «Северная симфония» театра «Мюзик-Холл» в Санкт-Петербурге. Все концерты фестиваля пройдут на сцене Дворца творчества детей и молодежи. Организатор фестиваля «Моцарт и его круг» – Ленинский мемориал.

Фото: пресс-служба Ленинского мемориала