Яндекс.Метрика
Иеромонах Савва (Марков): «В Рождество Христово церковь являет нам главную и самую радостную тайну христианской веры»
13:1107 Января 2022

7 января для православных христиан знаменуется таким важным праздником, как Рождество Христово. Его история велика, а по значимости для православных Рождество считается практически вторым праздником после Пасхи. Подробнее об истории праздника и связанных с ним традициях нам рассказал клирик ульяновского храма в честь святого Пантелеймона целителя, иеромонах Савва (Марков).

- Безусловно, истоки Рождества Христова общеизвестны. Однако и здесь встречаются интересные моменты. Давайте, пожалуйста, напомним нашим читателям, какова история этого праздника.

- В рассказе евангелистов о Рождестве Христовом есть ангельское благовестие: «Возвещаю вам великую радость!» Христианство начинается с возвещения радости великой. Не той скоропреходящей, хрупкой радости, что иногда выпадает в жизни, а той радости, что пришла свыше и о которой сказано в Евангелии, что её никто не отнимет у нас.

Не нашлось места младенцу в гостинице, и родился он в пещере. Спеленав, положили его в ясли. И Бог, пришедший к нам в образе этого младенца, хочет, чтобы сердце наше стало пещерой и яслями, душа наша – пустыней, которая одна услышала ангельское славословие: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в людях благоволение». Он пришел в наш мир, на нашу многострадальную землю, чтобы быть навсегда, навеки приходящим, рождающимся в нашей душе, стучащим в двери нашего сердца.

Все та же над миром ночь, все так же суетятся в нем люди, все так же нет места в нем для подлинно человеческой жизни и так мало веры и любви, радости и надежды… Но каждый из нас, подняв духовный взор к небу, может увидеть все ту же вечную и светлую звезду, зовущую, указывающую путь. Мы можем услышать ангельское славословие, можем пойти поклониться Божественному младенцу и принять в сердце ни с чем не сравнимую радость. Что нужно для этого? Немного тишины, немного отказа от вечного подчинения суете, ведь есть внутри нас свобода. Свобода смотреть туда, куда мир не хочет смотреть, слышать то, что мир не хочет слышать, радоваться тому, чему мир радоваться не хочет.

- Как отмечается Рождество в православной традиции? Может быть, есть какая-то обрядность в церковной традиции, сопутствующая Рождеству и Рождественскому периоду в целом?

- Одно из главных рождественских песнопений завершается ликующими словами: «Отроча младо, Превечный Бог!» Вот это песнопение в русском переводе: «Сегодня Дева рождает Того, Кто вечен, и земля пещеру приносит Неприступному. Ангелы с пастухами славословят, волхвы совершают путь вместе со звездой, потому что нас ради родился малый Ребёнок, Предвечный Бог».

Праздник Рождества есть «детский» праздник не только потому, что для детей, в первую очередь, зажигаются бесчисленные огни бесчисленных ёлок, но и в том гораздо более глубоком смысле, что, пожалуй, только дети не удивятся пришествию Бога на землю в образе ребёнка. И этот образ продолжает светить нам с икон, воплощаться в произведениях искусства.

Есть добрая традиция дарить на Рождество подарки детям, а иногда и взрослым. Только пробившись к ребёнку, подспудно живущему в нас, радостная тайна пришествия Бога в детском образе может стать и нашим достоянием. В праздник Рождества Христова являет нам церковь главную и самую радостную тайну христианской веры – тайну ее как свободной, никем не навязанной нам любви. Той, что способна в ребёнке Иисусе увидеть, узнать, полюбить Бога, а после стать даром новой жизни.

- Каковы особенности литургии в сочельник? А в само Рождество?

- Богослужение Рождественского сочельника начинается рано утром с так называемых Царских Часов, когда прочитываются все евангельские отрывки о Рождестве Христовом. Потом сразу же совершается божественная литургия святого Василия Великого, в конце которой на середину храма выносится свеча на высоком подсвечнике, изображающая Вифлеемскую Звезду. После этого молившиеся люди, с полуночи ничего не евшие и не пившие, идут на трапезу, где едят сочиво, то есть вареные с медом и сушеными фруктами зерна. От этого сочива и день называется сочельником.

Вечером в сочельник совершается Всенощное бдение, а ночью или следующим утром – праздничная божественная литургия святого Иоанна Златоуста. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла литургия на Рождество во всех храмах совершается с открытыми Царскими Вратами иконостаса.

- Каково значение такой части Рождества? Чему оно посвящено, что происходит в этот период?

- По традиции двенадцать основных церковных праздников длятся по нескольку дней. Рождество Христово празднуется до 13 января, а святки, особые святые дни между праздниками Рождества и Богоявления, продолжаются до 17 января. На этот период отменяется пост по средам и пятницам, православные христиане призываются к посещению храма, чтобы славить родившегося Богомладенца. Те, кто соблюдал Рождественский пост, причащаются в эти радостные дни без обычной подготовки. На богослужении в эти дни вспоминаются события, последовавшие за Рождеством Христовым, и библейские праведники, предсказавшие эти события или участвовавшие в них.

- Как соотносятся православная церковная традиция и такое явление славянской народной обрядности, как святки?

- В Евангелии не указана точная дата рождения Иисуса Христа. Судя по тому, что в евангельском повествовании о Рождестве появляются пастухи, бывшие ночью при стаде, можно думать, что событие это произошло в теплое время года. Между тем, почти у всех народов главным праздником языческого культа обожествления природы и её животворных сил считались дни так называемого зимнего солнцестояния, то есть конец декабря и начало января, когда после наибольшего своего удаления от Солнца Земля начинает новое к нему приближение и происходит постепенное умножение света и тепла, которое сулит возвращение весны, воскресение природы и торжество жизни над зимним оцепенением. Язычники некогда бурно праздновали «рождение» Солнца, и в те же дни христиане стали праздновать Рождество Христа как пришествие в мир подлинного – духовного – Солнца, вхождение в мир подлинного – духовного – света, подлинной – духовной – победы.

Так возник праздник, ставший исполнением предчувствия земной и природной религии. Вере в светоносность мира, в победу света над тьмой и жизни над смертью – всему тому, что вкладывал человек в свое поклонение солнцу, христианство дало имя Христос. Таким образом, праздник Рождества Христова – это увенчание всей неистребимой в человеке жажды смысла, добра, полноты. Теперь уже человек призван не обожествлять природу и её слепые силы, а поклоняться Тому, Кто над природой, хотя и отражен в ней, Кто Сам есть источник всей жизни, ее содержание и цель.

Так было преодолено язычество, поклонение твари вместо Творца. Так освобожден был от порабощения миру и природе человек, принявший в себя небесный «свет разума». И об этом происхождении праздника Рождества Христова из победы над язычеством хорошо бы помнить в наши дни, когда отошедшие от Христа снова обожествляют природу и кланяются «богам чуждым». Ведь праздником этим христиане всегда побеждали ложную веру, ниспровергали идолов и приводили ко Христу им спасённый и им просвещённый мир.