Яндекс.Метрика
Вячеслав Моше Кантор об угрозах антисемитизма и методах борьбы с ними
16:4717 августа 2022

В деле борьбы с ксенофобией и нетерпимостью трудно найти настолько преданного этому эксперта, чем Вячеслав Моше Кантор. На протяжении 15 лет он возглавлял Европейский еврейский конгресс, а потому своими глазами видел все тенденции и видоизменения, что переживала ситуация с антисемитизмом в Европе. Однако несмотря на то, насколько давняя эта проблема, сегодня она переживает новый подъём, и стопроцентно успешных методов борьбы с ней до сих пор не разработано.

Как уверен сам Вячеслав Моше Кантор, одна из причин этого кроется в возмутительной нестыковке: единого определения антисемитизма попросту не существовало до недавнего времени. Соответственно, были и разночтения в законах, и странные трактовки в судебных решениях, и «самодеятельность» отдельных правоохранителей, судей и политиков в отношении того, что вообще считать антисемитизмом, а что – нет.

Этот пробел был устранён лишь в 2015 году, когда свой вариант рабочего определения антисемитизма предложили специалисты из Международного альянса в память о Холокосте. Вячеслав Моше Кантор оказался в числе тех экспертов, кто очень положительно воспринял предложенную инициативу принятия подобного определения на уровне всей Европы, а в перспективе – мира, и с тех пор активно работает над его продвижением. 

В 2017 году, когда рабочее определение находилось на рассмотрении депутатов Европейского парламента, Вячеслав Моше Кантор и ряд его коллег и единомышленников направили в их адрес открытое письмо, где со своей стороны обосновали необходимость его принятия. В числе главных причин коллегия экспертов назвала то влияние, которое принятие определения антисемитизма окажет на безопасность еврейского населения. Без определения, исключающего разночтения в понятии антисемитизма, невозможны ни нормальные расследования, ни пресечение антисемитизма в различных его проявлениях и так далее. Вячеслав Моше Кантор и авторы письма подчеркнули и проблему политизированности этого вопроса, когда споры вокруг отдельных формулировок по сути отодвинули саму проблему антисемитизма на задний план. Сам Вячеслав Моше Кантор выразил убеждённость в том, что один лишь факт принятия определения для евреев в Европе уже будет обнадёживающим сигналом о том, что их проблемы услышаны. Поскольку рост антисемитизма и связанных с ним преступлений уже давно заставил евреев не обращать внимания на заявления и обещания, а вместо этого сосредоточиться на собственной безопасности в твёрдой уверенности, что никто, в том числе и государство, не может или не хочет реально её обеспечить.

Обращение это возымело свой эффект, поскольку единое рабочее определение антисемитизма в ходе голосования получило поддержку большинства Европарламента. Однако вслед за этим встала проблема ратификации определения на уровне каждой европейской страны в отдельности. Какие-то государства, как Великобритания, Германия, Австрия и другие, пошли на это достаточно оперативно, и Вячеслав Моше Кантор приветствовал эти решения в разрезе реальной, а не декларативной борьбы с антисемитизмом. Ведь определение, по мнению эксперта, представляет собой прежде всего именно это – эффективный и практический инструмент противостояния нетерпимости.

Вячеслав Моше Кантор и его коллеги по ЕЕК внесли и свою лепту в разрешение вопроса, в 2018 году представив «Каталог мер по борьбе с антисемитизмом», разработанный самим еврейским сообществом с привлечением экспертов из самых разных сфер, в том числе и из университетской среды. Как прежде и призывал Вячеслав Моше Кантор, сам каталог также был сосредоточен прежде всего на практических мерах повышения безопасности и осведомлённости о проблеме антисемитизма, причём меры эти учитывали как специфику работы органов власти и правопорядка, так и бизнес среду и информационное пространство.




На правах рекламы