Яндекс.Метрика
До 2030 года Россия получит 1000 гражданских самолётов
8:5501 сентября 2023

Об этом заявили в госкорпорации «Ростех», куда входят и ульяновские авиапредприятия.

«Отечественные авиастроители до 2030 года должны поставить перевозчикам более 1000 гражданских самолётов. И самый значимый вклад в реализацию этого плана вносит госкорпорация «Ростех». На её предприятиях ведутся работы по авиалайнерам SJ-100, МС-21, Ту-214 и российским авиадвигателям ПД-14 и ПД-8. Несмотря на возросшую загрузку по линии оборонзаказа, корпорация не теряет темпов в выполнении гражданских проектов. На авиационных предприятиях «Ростеха» в рекордные сроки обновляется и расширяется производство, растёт штат сотрудников. Первые массовые поставки российских пассажирских самолётов в полностью импортозамещенном облике начнутся в 2024 году», - сообщили в компании.

Ульяновская область, а именно заводы Авиастар и «Аэрокомпозит-Ульяновск», активно задействована в масштабной работе по проектам SJ-100 и МС-21.

Авиалайнер SJ-100

SJ-100 – ближнемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, новейшая модификация которого практически полностью состоит из отечественных деталей. Изначальная версия самолёта стала первым российским авиалайнером, разработанным в цифровой среде. Максимальная дальность полета – 4320 км, вместимость – до 103 пассажиров.

Решение о создании импортозамещённой версии «Суперджета» было принято ещё в 2019 году, до введения санкций в авиастроительной отрасли. Всего за это время на SJ-100 было замещено порядка 40 импортных систем и агрегатов. Это авионика, шасси, вспомогательная силовая установка, комплексная система управления, системы электроснабжения, кондиционирования воздуха, противопожарной защиты и другие. Также у SJ-100 полностью отечественный фюзеляж, в который были внесены изменения, упростившие производство и обслуживание самолета.

Первый полёт опытного образца импортонезависимого SJ-100 состоялся 29 августа 2023 года. Второй опытный образец SJ-100 будет проходить лётные испытания уже с отечественными двигателями ПД-8. Следующие этапы – это сертификация самолёта в полностью российском облике и начало серийных поставок в авиакомпании.

Выход на крупную серию в 20 машин ежегодно запланирован с 2024 года. В рамках контрактов в 2023-2025 годах «Аэрофлот» получит 34 самолёта, ещё восемь машин планируется изготовить для авиакомпании «Аврора» в 2024-2026 годах. Всего же по планам правительства до 2030 года должно быть выпущено 142 самолёта SJ-100.

Авиалайнер МС-21

МС-21 – среднемагистральный узкофюзеляжный авиалайнер, ориентированный на наиболее востребованный сегмент рынка пассажирских перевозок в России – дальностью до 5100 км и вместимостью до 211 пассажиров. Вместе с тем МС-21 – первый в своем классе самолёт с композитным крылом, всего же доля композитов в конструкции лайнера составляет 30%. По ключевым параметрам новый российский лайнер не уступает самолётам Airbus и Boeing аналогичного класса, а по уровню комфорта существенно их превосходит. 

МС-21, возможно, самый «подсанкционный» гражданский самолёт в истории авиастроения. В ходе доработок конструкторам пришлось отказаться от американского двигателя Pratt & Whitney PW1431G, заменить импортные композитные материалы и свыше 80 зарубежных систем и агрегатов. По словам генерального директора «Ростеха» Сергея Чемезова, этот пример показал, что наша промышленность может держать удар – в условиях санкций создавать конкурентоспособный продукт.  

В конце 2022 года была сертифицирована версия самолёта с российским композитным крылом и отечественным двигателем ПД-14. Испытания МС-21 в импортозамещенном облике стартуют в ноябре текущего года, а сертификация этой машины и начало серийного производства запланированы на 2024 год. Изначальные планы предусматривали создание российской версии МС-21 в 2025 году, но необходимость скорейшего импортозамещения потребовала от производителей ускориться и сдвинуть влево сроки по этой программе на один год.

В настоящий момент в Иркутске идёт сборка первых шести серийных самолётов для группы «Аэрофлот». Эти машины с двигателями ПД-14 будут переданы авиаперевозчику в 2024 году. Параллельно идут работы по импортозамещению бортовых систем. К 2030 году согласно планам «Яковлев» поставит российским авиакомпаниям 270 лайнеров МС-21. Серийное производство ведётся на Иркутском авиационном заводе. В перспективе планируется расширение семейства, включая дальнемагистральную версию.