Яндекс.Метрика
Елена Назарова: «У меня в сутках 25 часов»
11:4427 января 2023

19 января Ульяновская область отметила свой юбилей – родному краю исполнилось 80 лет. В связи с этим, мы рассказываем о наших земляках, которые вносят значительный вклад в историю и развитие региона.

Герой сегодняшнего материала – учитель математики и информатики школы №27, член Общественной палаты Ульяновской области VII созыва, ИТ-посол города Ульяновска Елена Назарова. Елена Александровна рассказала, может ли искусственный интеллект помочь выбрать профессию, как изучать математику с помощью городских зданий и почему стоит учиться в Ульяновске.

- Елена Александровна, расскажите, как вы пришли в профессию и в каком возрасте приняли решение стать педагогом?

- На самом деле я уже со второго курса работаю в школе, поначалу это была вожатская деятельность, и оказалось, что работа в сфере воспитания очень сильно увлекает. Поэтому, когда прошла летнюю практику и получила положительные отзывы от своих педагогов, окончательно поняла, что после университета, иду работать в школу, причем ту же, которую и закончила.

Тем более, учитывая, что нашей семье в сумме 360 лет педагогического стажа, все равно бы пришла в педагогику. В нашей педагогической династии есть представители учителей истории и обществознания, начальной школы, математики. Единственное, русский язык никто не преподавал.

- А никогда не думали учиться другой специальности?

- Да, в старших классах, когда нужно было выбирать предметы для сдачи экзаменов, была мысль, чтобы пойти не в педагогику. Например, моя бабушка достаточно долгое время проработала в экономической сфере, но впоследствии все равно стала учителем.

- Сложно ли дети воспринимают информатику и математику?

- С информатикой легче – это универсальный предмет, который касается любого направления научной или профессиональной деятельности. Сложности вызывает программирование, так как трудно увлечь ребенка при создании сухого кода, например.

И здесь очень помогают возможности нашего города. У нас есть огромное количество центров дополнительного образования – Дом научной коллаборации при УлГУ, IT-куб, Кванториум. И в если в нашей школе нет какой-то определенной материальной базы, то в них могут научить запрограммировать квадрокоптер, например, или робота.

Вот с математикой сложнее, потому что не у всех есть стремление изучать ее, и все эти ироничные мемы в социальных сетях: «Ну, где же мне в жизни пригодилась тригонометрия?» Безусловно, это очень сложно переламывать.

Математика, на самом деле, повсюду. Просто не всегда задумываешься о математической закономерности тех или иных событий или явлений, но это прочно связано с окружающим миром. И все можно переложить на язык математики, например, ученые даже составили формулу любви.

Если проанализировать фасады зданий, то можно увидеть определенные математические закономерности. Так, например, если посмотреть на одно из городских зданий, спроектированных архитектором Августом Шодэ, можно увидеть определенное математическое соотношение. То есть детям можно показывать и объяснять примеры скрещивающихся прямых на местной архитектуре.

- Особое место в вашей карьере занимают различные профессиональные конкурсы, проекты и мероприятия. Расскажите, почему это важно для педагога?

- В современном мире, который настолько скоротечен и меняется в геометрической прогрессии, нужно постоянно и самостоятельно чему-то учиться. Любой конкурс – это очень хороший способ повысить квалификацию, потому что ты углубляешься в какую-то определенную историю, а это требует дополнительных знаний.

- А в ближайшем будущем ожидаются проекты с вашим участием?

- Да, они связаны с Годом педагога и наставника. Например, проект, призванный показать, что педагоги талантливы не только в своей профессиональной деятельности, но и в творчестве. Например, кто-то рисует потрясающие картины, кто-то занимается народным творчеством. А в ближайшем будущем, возможно, будет организация выставки работ участников клуба «Учитель года».

И в этом году мы ждём гостей со всей России на конкурс педагогических команд ЧЕРУК-2023. Этот конкурс был полностью разработан участниками регионального клуба «Учитель года» и получил высокую экспертную оценку на Всероссийском уровне.

- Как вам удается все успевать при таком насыщенном графике, кто вам помогает в этом?

- Я всегда шучу, что у меня просто 25 часов в сутках. Конечно, много времени занимает подготовка к урокам, потому что хочется сделать их интересными и разнообразными. Но есть огромная помощь и поддержка со стороны учеников, ведь тот заряд бодрости, энергии и идей, которые они дают, очень помогает.

Также можно найти поддержку и отклик со стороны коллег, Института развития и образования или регионального министерства просвещения и воспитания.

- Вы помогаете детям определиться с будущей профессией?

- Моя задача – найти в каждом ребенке зерно, которое может дать результаты, и направить их в этом, а дальше ребята развиваются сами.

Я уже четвертый раз становлюсь классным руководителем, и очень сложно сориентировать детей на то, какую профессию они смогут получить, заканчивая выпускной класс. Я на них смотрю и понимаю, что моя задача дать возможность «примерить» максимальное количество различных навыков, чтобы в дальнейшем они делали упор именно на них.

- А как вы считаете, стоит получать высшее образование в Ульяновске?

- Да, безусловно. Все вузы на территории региона дают достаточно хорошее образование, у нас прекрасный профессорский состав.

Но сейчас многие спорят: нужно ли высшее образование, или просто можно набрать определенные компетенции и выйти работать? Нам мой взгляд, получить его нужно, потому что это же не только узконаправленное приобретение профессии, но и общее развитие.

Я детям всегда пытаюсь объяснить: уроки – это просто такой точечный набор совершенно несвязанных на первый взгляд предметов. Но, на самом деле, на всех уроках мы говорим об одних и тех же объектах, предметах и явлениях. Просто рассматриваем их с разных сторон и на разных языках. Но это нужно для того, чтобы сформировалось единое понимание мира. И также с высшим образованием: оно продолжение той системы ценностей, которая дается родителями, школой и, думаю, оно необходимо.

- Как вы оцениваете сегодняшний процесс образования в регионе?

- Первого сентября в образовательных учреждениях вступил в силу обновлённый ФГОС, ориентированный не только на предметные знания, но и на формирования четырех компетенций, – креативности, коммуникации, кооперации и критического мышления; умения работать в проектных командах и с различной информацией.

Также сейчас стремительно выстраивается взаимодействие школы и системы дополнительного образования через внеурочную деятельность. И в этом плане нужно отдать должное вузам. Уже который год они максимально идут навстречу и понимают, что будущих абитуриентов им нужно формировать еще в школе.

А если говорить о вышеупомянутых IT-кубе и Кванториуме, то преподавателями там являются, как правило, люди, которые работают на предприятиях или в организациях в той среде, которой обучают. Именно практика дает возможность ребенку понять те или иные программы и ресурсы.

Также стоит отметить, что за счет центра «Алые паруса» особое внимание уделяется талантливым ребятам в различных направлениях – техническом, гуманитарном и художественном. И все это стало возможно, в том числе, благодаря реализации на территории региона нацпроекта «Образование».

- Что бы вы пожелали сегодняшнему ученику?

- Учиться удивляться и открывать для себя новые горизонты, которые всегда хотелось бы покорить. Кроме того, полюбить и понять школу, а также найти всевозможные позитивные моменты для того, чтобы она стала хорошим ресурсом для дальнейшего роста.

Досье:

Елена Александровна Назарова – занимает место среди лучших учителей информатики Ульяновской области и является Почетным работником общего образования Российской Федерации. Родилась 9 октября 1979 года. В 2001 году окончила Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова по специальности «Учитель математики и информатики», а уже через несколько лет получила степень аспиранта по специальности «Математический анализ». В 2008 году закончила УлГУ по специальности «Инженер». На данный момент обучается в аспирантуре УлГПУ им. И.Н. Ульянова по направлению «Педагогика».

Является учителем информатики и математики в МБОУ «Средняя школа № 27» города Ульяновска. С 2012 года – член жюри областного и всероссийского этапов конкурса «Учитель года». Председатель клуба «Учитель года» Ульяновской области и председатель Ассоциации учителей информатики Ульяновской области. Призер многочисленных региональных и всероссийских конкурсов. Общий стаж работы педагогом составляет 26 лет.