Яндекс.Метрика
Юбилей! 70 лет ульяновскому трамваю
14:0305 января 2024

5 января 1954 года в Ульяновске было запущено трамвайное движение. Первый маршрут соединил Северное депо с железнодорожным вокзалом (сейчас это Старый вокзал), всего семь километров пути, которые трамвай должен был проехать за час.  

Решение о строительстве трамвайной трассы в Ульяновске было принято 24 мая 1948 года, а уже весной 1949 года на городских улицах начались проектные и изыскательские работы. 12 ноября в районе вокзала «Ульяновск-1» железнодорожники уложили 600 метров рельсов. Это была поистине народная стройка – по выходным подключались работники всех предприятий города. Летом 1950 года на улице Ленина построили кирпичное здание для тяговой подстанции. В 1951 году трамвайные пути проложили по улице Кирова, в течение всего года круглосуточно возводили дамбу на реке Свияге. В 1952 году замостили камнем полотно и проезжую часть улиц. Трамвайные пути уложили  по улицам Ленина, Советской и Радищева. В северной части города построили трамвайное депо, вагоноремонтные мастерские, котельную и центральный склад. В сентябре 1953 года по местному радио объявили набор на курсы вагоновожатых. Группа молодых ульяновцев отправилась на учёбу в Горький (Нижний Новгород). А 6 ноября в Ульяновск прибыли две первые пары трамвайных пассажирских вагонов из Усть-Катава, с автоматически закрывающими  дверями.

Регулярное пассажирское движение по трассе первой очереди (от железнодорожного вокзала до северной окраины города) должно было начаться к 36-й годовщине Октябрьской социалистической революции. И вот 5 января 1954 года первый ульяновский трамвай запущен. 

Из воспоминаний одной из первых вагоновожатых города Риммы Разумовской: «В ночь с четвёртого на пятое января 1954 года трамвайное депо Ульяновска готовилось к пуску первых трамваев. Зима выдалась снежная и морозная. Столбик термометра опускался до сорока градусов, сугробы доходили до вторых этажей домов. Три новеньких трамвая поручили вывести на линию тем, кто окончил курсы с отличием. А утром вывести на линию вагоны не смогли: они замёрзли. С большим трудом удалось разогреть мою «троечку», и только моторный вагон. Первый маршрут соединил Северное депо с железнодорожным вокзалом. Семь километров пути. Графиком отводился на него час времени. Иду, как в туннеле. Снег! Издали можно было видеть только трамвайную дугу. Страшно было. И помню горожан, стоявших по обочинам пути. Многие видели трамвай первый раз в жизни. Всё-таки это был праздник – люди радовались!»

Ровно через 20 лет, 5 января 1974 года, в Заволжье запустили первый троллейбусный маршрут: улица Оренбургская – железнодорожная станция Верхняя терраса. Его длина составляла 11 километров.

Сегодня в Ульяновске действуют 14 постоянных и 1 сезонный трамвайный маршрут, протяженность трамвайных путей составляет 129,08 километра. Протяженность троллейбусных линий составляет 68.25 километра.

По материалам книги Елены Царьковой «Вехи пути.50 лет ульяновскому трамваю».