Яндекс.Метрика
Мультиинструменталист и композитор Олеся Ростовская: «Каждый инструмент выбирает своего исполнителя»
14:1002 октября 2023

1 октября во Дворце творчества детей и молодёжи с программой «Терменвокс: 100 лет в музыкальном космосе» выступила московская исполнительница Олеся Ростовская. О том, как появилась программа, что делать, если допустили ошибку, и каков главный секрет музыкантов, она рассказала корреспонденту ИА «Медиа 73».

Олеся Ростовская – композитор, мультиинструменталист, владеет искусством игры на органе, карильоне, терменвоксе, синтезаторе АНС и русском звоне. Среди её сочинений – два Концерта для терменвокса с оркестром, «Pas-de-deux» для карильона с оркестром, мюзикл «Купидон, фараон и булки», музыкальные сказки «Ашик-Кериб» и «Запахи миндаля». Кроме того, в 2010-2011 году Ростовская вела авторские циклы радиопередач «Секреты музыканта» и «Дон карильон» на волне «Радио Мария».

- Сколько лет вы занимаетесь музыкой?

- Учиться музыке я начала в 4 года. Но мама говорит, что интерес к игре на фортепиано я проявляла ещё раньше, когда даже не умела ходить. На терменвоксе я играю около 25 лет. Особенность этого уникального инструмента в том, что исполнять музыку на нём можно без прикосновений, воздействуя на электромагнитное поле вокруг инструмента. В его классической версии имеются две металлические антенны: горизонтальная отвечает за громкость, вертикальная – за высоту тона.

- Вы играете на шести музыкальных инструментах, какой же всё-таки ваш любимый?

- Если у вас несколько детей, разве вы ставите кого-то на первое место? Хороший родитель любит всех детей одинаково, так и я. Инструменты в моей жизни появлялись по очереди, терменвокс стал вторым, до него я играла на органе. Я считаю, что не только исполнитель выбирает инструмент, но и каждый инструмент выбирает своего исполнителя.

- Учитывая специфику терменвокса, можно ли исполнять на нём быструю музыку?

- Зависит от материала. В определённых случаях это возможно. Например, на концерте в Ульяновске мы исполнили оркестровую интермедию «Полёт шмеля», написанную Николаем Римским-Корсаковым для его оперы «Сказка о царе Салтане». Она играется в довольно быстром ритме.

- Как составлялась программа для концерта оркестра с терменвоксом?

- Сначала я хотела написать что-то специально для концерта, но потом вместе с художественным руководителем и главным дирижёром ульяновского духового оркестра «Держава» Кириллом Ильиным мы подготовили такую обширную программу, что даже пришлось убирать некоторые элементы. Многое было взято из репертуара оркестра. Это очень удобно, ведь длительного времени на репетиции у нас нет. Кирилл Ильин подготовил три блестящих переложения на музыку из моих пьес. Кроме того, этот год посвящён 100-летию терменвокса, поэтому на концерте прозвучали произведения, написанные специально для него.

- К слову о концертах, сколько выступлений в год вы проводите?

- Сейчас сказать не могу. Но незадолго до коронавирусных ограничений было от 50 до 70 концертов в год. По ощущениям, в этом году примерно также.

- Кто из музыкантов или исполнителей стал для вас примером?

- Это было ещё в раннем юношестве, ведь начинала я как пианистка. В фортепианной среде принято вдохновляться композиторами, и я это прилежно делала. У меня был период влюбленности в исполнение советской пианистки Веры Горностаевой. Я любила слушать записи её концертов и даже посещала их живьём.

- Что вы делаете, если допускается ошибку во время выступления?

- Продолжаю играть. Был случай, когда у меня остановился заранее записанный аккомпанемент на концерте, тогда я играла «Ave Maria» Франца Шуберта. От неожиданности я начала смеяться, потом собралась и исполнила композицию акапельно.

- Вы были ведущей радиопередачи «Секреты музыканта», каким секретом вы хотели поделиться с начинающими исполнителями?

- Недавно прочла в интернете фразу Илона Маска: если вы не можете обойтись без вдохновляющих слов, лучше вообще не начинайте. Я тоже так считаю. Говорят, что хороший педагог мотивирует, но, мне кажется, это лишнее. Если в самом человеке нет желания заниматься музыкой – нет смысла это делать. Мне вообще очень нравятся люди, которым не нужна никакая внешняя мотивация, ведь они сами хотят заниматься музыкой. Таким ребятам я хочу пожелать, чтобы всё хорошо складывалось. Очень важно, чтобы стечения обстоятельств способствовали творческому успеху, чтобы везло и были интересные предложения. Тогда это подпитывает ту мотивацию, которая уже есть внутри человека.

Анастасия Турович