Яндекс.Метрика
Дмитрий Чикилёв: «На первом плане всегда был мотокросс»
9:3001 февраля 2024

Мотокросс – один из самых зрелищных и динамичных видов спорта, который способен вызвать эмоции даже у самых далеких от темы зрителей. Скорость, драйв и энергия – именно в таком режиме живет тренер ульяновского физкультурно-спортивного техникума Олимпийского резерва и председатель региональной Федерации технических видов спорта Дмитрий Чикилёв. В разговоре с «Медиа 73» спортсмен развенчал популярные мифы о мотокроссе, раскрыл стоимость профессиональной экипировки и рассказал о ритуалах перед соревнованиями.

- Дмитрий, с чего начался ваш путь в мотокросс?

- Мой отец был организатором мотосоревнований и с детства тренировал меня как профессионального спортсмена. Можно сказать, что он передал мне свои навыки по наследству. Позже я начал заниматься в секции мотокросса, которая находилась в Центре творчества учащихся и молодежи. Тогда и начал выступать на соревнованиях, причем не только за наш регион, но и за сборные других городов, например, Самары, Пензы, Сызрани и других.

- Вы также играли в амплуа нападающего за хоккейную «Волгу». Думали о карьере хоккеиста?

- Хоккей был для меня как хобби, на первом плане всегда был мотокросс. Даже когда я выступал за «Волгу», то всегда был в этой теме, хотя я не тренировался на мотоцикле.

- Чем отличается современная секция по мотокроссу от секции того времени?

- Скоростями, абсолютно другой техникой. Раньше тренировалось больше людей – это было доступнее. Сейчас это очень дорогое удовольствие, чтобы заниматься профессионально нужно хорошее финансирование, а то и спонсоры.

- Какой ценовой порог вхождения в мотокросс на сегодняшний день?

- Чтобы обеспечить необходимым снаряжением для занятий, например, 8-летнего ребенка, нужно около миллиона рублей. Это мотоцикл и экипировка. Что касается занятий на любительском уровне, то будет достаточно 100-150 тысяч рублей.

- А возрастной порог?

- На усмотрение родителей. Кто-то своих детей приводит в 10-12 лет. И те, кто рано начинают, как правило, раньше заканчивают. Если мы говорим про профессиональный спорт, то лучше всего начинать тренировки с детства.

- В мае на соревнованиях по мотокроссу в честь Дня Победы и памяти мастера спорта СССР Белова С.Н. один из спортсменов получил серьезную травму. Как часто вы «ломались» за свою карьеру?

- Травм было много. Если мы говорим о профессиональном мотокроссе, то это практически неизбежно. Например, я на соревнованиях за одно падение ломал сразу обе ноги и позвоночник. Год практически не вставал с кровати, а потом заново учился ходить.

- Была мысль закончить с профессиональным спортом после такого?

- Никогда не возникало мысли, чтобы не возвращаться обратно. Я и сейчас постоянно на мотоцикле и со своими воспитанниками.

- В вашем случае мотокросс еще и семейное увлечение. Как относитесь к тому, что ваша дочь осваивает этот спорт?

- Если честно, я не очень хочу, чтобы она занималась профессионально. А вот уметь свободно ездить на мотоцикле – обязательно. Во-первых, потому что в будущем получит права и на машину, и на мотоцикл, а во-вторых, мотокросс дисциплинирует человека.

- Как это проявляется?

- Ребята, которые занимаются мотокроссом, за рулем машины ведут себя очень ответственно. Да и после тренировки гонять уже не захочется.

- Насколько начинающий спортсмен должен быть подготовленным к занятиям по мотокроссу?

- Со стороны кажется, что просто завел мотоцикл, сел и поехал. А теперь представьте тридцатиминутный заезд, во время которого нужно удерживать стокилограммовый мотоцикл. Это очень большая физическая работа, и нужна серьезная предподготовка. Из пяти тренировочных дней в неделе, только один проводишь на мотоцикле – остальные занимаешься в зале. Мотокросс находится на самых высоких позициях по перегрузкам.

- Помимо тренировок, вы с воспитанниками регулярно учувствуете в туристических и культурных мероприятиях. Получается, «Русские мотоциклисты» – это не только про спорт, но и про духовное воспитание?

- Для меня важно чтобы дети были патриотами нашей страны. Элементарно приучаю ребят петь Гимн России. Мы стараемся развивать детей всесторонне, для этого мы и принимаем участие в подобных инициативах.

- Многие думают, что с наступлением зимы ваши тренировки на мотоцикле заканчиваются до более теплой поры. Так ли это?

- Зимой мы тренируемся также, как и летом, просто приходится очищать трассу от снега и менять резину на шипованную. Перерывов в тренировочном процессе, как правило, нет, за исключением морозов. Кроме того, периодически улетаем в Краснодарский край на сборы.

- Существуют ли в вашей команде определенные традиции?

- Я думаю, главная традиция – это побеждать, выигрывать и становится чемпионами.

- Какие ритуалы существуют у спортсменов перед заездом и какие есть лично у вас?

- Некоторые спортсмены перед соревнованиями категорически против фотографирования на мотоциклах. Кто-то не дает примерять свою форму, считая плохой приметой, а для кого-то упавший на землю шлем является основанием для отказа от заезда. Я, например, перед выездом крещусь и вешаю иконку на мотоцикл.

- Получается, что, помимо физической подготовки, необходимо еще и психологически себя настроить?

- Конечно. На сорокаметровом старте – 40 человек. И вся эта толпа заезжает в один пятнадцатиметровый поворот. Давление и предстартовый мандраж очень сильно сказываются на состоянии перед стартом, соответственно, каждый спортсмен справляется с этим по-разному. Кто-то музыку слушает, спит или бегает.

- С опытом это проходит?

- Нет, с опытом, конечно, воспринимать все гораздо проще и легче, но волнение все равно никуда не уходит.

- Известно, что в Карсунском районе организуется новая трасса для мотокросса

- Да, в прошлом году было принято решение о создании профессиональной трассы в Карсунском районе на берегу Суры для проведения соревнований. Летом там уже прошли первые показательные выступления.

- Чем обусловлен выбор местоположения?

- Во-первых, на этом месте проходит фестиваль «По Суре: из прошлого в будущее», который ежегодно собирает большое количество, как спортсменов, так и просто туристов, местных жителей. Во-вторых, там есть готовая инфраструктура и подходящий грунт. У нас в области вообще дефицит хороших песочных трасс. И, в-третьих, на этой трассе можно будет проводить подготовку к окружным соревнованиям и тренировочные сборы с приглашением спортсменов из других регионов. Когда на полноценной профессиональной площадке люди увидят мотокросс, у них будет совершенно другое восприятие.

Отмечу, что это будет тяжелая трасса, и обывателям там делать просто нечего.

- Какое будущее у мотокросса в Ульяновской области?

- Если брать весь мотоциклетный спорт, в целом, есть положительная тенденция к развитию данного вида спорта.

У нас много дисциплин, которые потихоньку двигаются, но это все проходит на собственные средства. Пока не будет нормального финансирования этих дисциплины, не будет и результата. Прежде всего, региону нужно развиваться, проводить мероприятия и привлекать будущих спортсменов. На сегодняшний день мотоциклетная тема стала популярна, поэтому идет большой наплыв, как детей, так и взрослых. Однако у нас мало специально оборудованных мест и площадок для занятий экстремальными видами спорта. Поэтому многие выезжают и на дороги, хотя наша профессиональная техника только для езды специально-отведенных местах.

Александр Степанов